Общие святыни Белой, Малой и Великой Руси – Купятичская икона Богородицы

15.11.2018 07:37
Православная вера соединяла русские земли и тогда, когда политическая раздробленность обособляла их на уделы.
Духовную связь, соединявшую разные концы Русской земли, можно увидеть не только в почитании известных чудотворных икон и монастырей (таких, как Киево-Печерский), но и в других местах. Пример тому – древнейшая на территории Беларуси чудотворная икона Богородицы «Купятичская». Её церковное чествование совершается всей Русской Церковью 15 ноября по юлианскому календарю (28 ноября по гражданскому). Своё название эта икона получила от деревни Купятичи Пинского района, где совершилось её явление («Купятичи» иногда производят от «купа», «купина», что значит кустарник).
Купятичская икона (современная копия)
Купятичская икона (современная копия)
Позднейшее предание, записанное в 1638 г., рассказывает, что ещё до нашествия монголов крестьянская девочка по имени Анна увидела на дереве светящийся небольшой крест из меди. На одной стороне его было распятие Христа, а на другой – изображение Божией Матери с Младенцем Христом на левой руке (тип богородичных икон Одигитрия). Анна сняла находку с дерева и отнесла её домой. Вернувшись на луг, где паслись овцы её отца, она снова увидела на том же месте святую икону и снова отнесла её домой. Однако образ опять исчез из дома и оказался на дереве. В третий раз икону принёс домой отец девочки Василий. И на этот раз святыня не осталась в частном жилье: на общей сходке жители деревни решили очистить поляну и построить храм на месте явления иконы. Так было положено начало прославления Купятичской иконы Божией Матери. Известный историк митрополит Евгений (Болховитинов) в составленном им «Киевском месяцелове» отнес это событие к 1182 г.

В 1240 г. южная Русь подверглась нападению монголов, в числе прочих селений пострадали и Купятичи. Храм был сожжён, икона считалась уничтоженной. Спустя много лет, в конце XV в., благочестивый паломник по имени Иоаким обнаружил на пепелище старой церкви уцелевший образ. Обрадованные жители создали новый храм для чудотворной иконы, где Иоаким остался пономарём. Опять же, согласно преданию, после того как в этом храме была погребена одна из последних княжон пинских, считавшаяся большой грешницей, чудеса от иконы прекратились на сто лет.

В 1624 г. Купятичи снова прославились чудотворениями от образа Богородицы. Деревня была приобретена Новогрудским каштеляном (начальником крепости) Василием Кобцем. Его благочестивая мать Аполлония, урожденная Волович, решила основать здесь монастырь и пригласила в 1629 г. двух иноков из православного Свято-Духова монастыря. По решению польского сейма 1635 г. Пинское епископство со всеми храмами и монастырями должно было остаться за униатами, которые стали настойчиво выдвигать свои притязания на Купятичский монастырь. В этой время в обители подвизались два исповедника Православия – преподобный Афанасий (Филиппович) и преподобный Макарий (Токаревский). Первый принял мученическую кончину от католиков в Бресте, второй – от турок в Каневе. Преподобномученик Афанасий особо почитал Купятичский образ Богородицы. С ним путешествовал он в единоверную Москву к царю Алексею Михайловичу за помощью нуждающейся обители. Не расставался он с иконой до самой своей кончины в Бресте.

Преподобный Афанасий Брестский
Преподобный Афанасий Брестский

Времена унии стали тяжёлым испытанием для православных белорусов и украинцев. В середине XVII в. Купятичский монастырь был передан сначала католическим монахам бенедектинцами, а затем униатским монахам базилианам. Однако православная братия монастыря, покидая обитель, захватила с собой чудотворный образ и перенесла его в 1656 г. в Киев. Здесь под покровительством казацкой силы Богдана Хмельницкого Православие было в безопасности. Икона была помещена в одном из пределов Софийского собора. С приходом советской власти храм был превращён в музей, местонахождение Купятичской иконы со времени начала Великой Отечественной войны неизвестно.

Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве

Однако не исчезла память об иконе на белорусской земле. Ещё в 1852 г. прихожане Никольской церкви села Купятичи обращались в Святейший Синод с просьбой вернуть чудотворную икону на место её явления. Однако им было отказано под тем предлогом, что святой образ принадлежал монастырю XVI в., а не приходской церкви, построенной в 1822 г. Кроме того, насельники монастыря сами забрали икону и принесли в Киев, где с того времени установилось торжественное почитание Купятичской иконы. Впрочем несмотря на отказ, жители Купятичей почитают и древнюю копию иконы, хранящуюся в Никольском храме до сих пор.

Так старинный чудотворный образ, явившийся в Белой Руси, сохранившийся после монгольского нашествия, вдохновлявший исповедников Православия во время унии, был спасён и принесён в Киев. Этот древнерусский город в результате русско-польской войны за Малороссию остался затем под верховным управлением православных царей московских, которые покровительствовали здесь Православию. Духовные связи, веками скреплявшие людей одной веры, в очередной раз испытываются на прочность сейчас, и нам нельзя терять память об общих святынях.
Священник Алексий ХОТЕЕВ

Комментарии

гость, 16.11.2018 01:27

Справедливость и разумность должны быть не только на словах, а также и на деле. ...Помним. "Люди всю жизнь работали на благо Украины, делали, как того требует ее законодательство, отчисления в Пенсионный фонд. Соответственно, по достижении определенного возраста все они имеют право получать пенсию, причем, независимо от места проживания и политических взглядов".

гость, 16.11.2018 00:55

Помним. Да, народ делает то, что необходимо в данное время: "или мы их (нынешнее антинародное киевское властительство. - Прим. ред.) отстраним от власти, или они нас — от жизни". ...Нужна "максимальная федерализация... с учетом региональных, языковых, исторических, культурных, религиозных и прочих отличий народов и наций, объединенных" самой территорией проживания многих людей.

гость, 16.11.2018 00:55

Жизнь прожить - не поле перейти. Всё в жизни и горести и радости.

Добавить комментарий